Русский язык
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
составлена: с учетом требований ФИПИ
9 класс
-
ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей, включающих в себя 15 заданий.
-
Часть 1 включает в себя 1 задание (порядковый номер задания: 1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
-
Часть 2 состоит из 13 заданий (порядковые номера заданий: 2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
-
Часть 3 включает в себя 3 задания (порядковые номера заданий: 15.1, 15.2, 15.3), из которых необходимо выбрать только одно и и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, что и в части 2.
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (задания ОГЭ по русскому языку: 2, 6, 15.3).
-
1.1. Лексическое значение слова.
-
1.2. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
-
1.3. Фразеологические обороты.
-
1.4. Тропы и художественные приёмы.
-
1.5. Лексический анализ.
РАЗДЕЛ 2. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (задания ОГЭ по русскому языку: 4, 5, 15.1).
-
2.1. Значимые части слова (морфемы).
-
2.2. Морфемный анализ слова.
-
2.3. Основные способы словообразования.
-
2.4. Словообразовательный анализ слова.
РАЗДЕЛ 3. ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ (задание ОГЭ по русскому языку: 15.1).
-
3.1. Самостоятельные части речи.
-
3.2. Служебные части речи.
РАЗДЕЛ 4. ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС (задания ОГЭ по русскому языку: 7-14).
-
4.1. Словосочетание.
-
4.2. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
-
4.3. Второстепенные члены предложения.
-
4.4. Двусоставные и односоставные предложения.
-
4.5. Распространенные и нераспространенные предложения.
-
4.6. Полные и неполные предложения.
-
4.7. Осложненное простое предложение.
-
4.8. Сложное предложение.
-
4.9. Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.
-
4.10. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
РАЗДЕЛ 5. ОРФОГРАФИЯ (задания ОГЭ по русскому языку: 4, 5).
-
5.1. Орфограмма.
-
5.2. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц.
-
5.3. Употребление гласных букв О/Е (Е) после шипящих и Ц.
-
5.4. Употребление Ь и Ъ.
-
5.5. Правописание корней.
-
5.6. Правописание приставок.
-
5.7. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
-
5.8. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
-
5.9. Правописание падежных и родовых окончаний.
-
5.10. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
-
5.11. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
-
5.12. Правописание отрицательных местоимений и наречий.
-
5.13. Правописание НЕ и НИ.
-
5.14. Правописание служебных слов.
-
5.15. Правописание словарных слов.
-
5.16. Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи.
-
5.17. Орфографический анализ.
РАЗДЕЛ 6. ПУНКТУАЦИЯ (задания ОГЭ по русскому языку: 8-14, 15.1).
-
6.1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
-
6.2. Знаки препинания в простом осложненном предложении.
-
6.3. Знаки препинания при обособленных определениях.
-
6.4. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
-
6.5. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
-
6.6. Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
-
6.7. Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение).
-
6.8. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
-
6.9. Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение).
-
6.10. Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
-
6.11. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
-
6.12. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
-
6.13. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
-
6.14. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
-
6.15. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
-
6.16. Пунктуация в простом и сложном предложениях.
-
6.17. Пунктуационный анализ.
РАЗДЕЛ 7. РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ (задания ОГЭ по русскому языку: 2, 3, 6, 15.1, 15.2, 15.3).
-
7.1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
-
7.2. Средства связи предложений в тексте.
-
7.3. Стили и функционально-смысловые типы речи.
-
7.4. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
-
7.5. Анализ текста.
-
7.6. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
-
7.7. Орфоэпические нормы.
-
7.8. Лексические нормы.
-
7.9. Грамматические нормы (морфологические нормы).
-
7.10. Грамматические нормы (синтаксические нормы).
-
7.11. Анализ средств выразительности.
РАЗДЕЛ 8. РАБОТА С ТЕКСТОМ (задания ОГЭ по русскому языку: 1, 2, 15.1, 15.2, 15.3).
-
8.1. Изложение. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
-
8.2. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические нормы). Лексические нормы.
-
8.3. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма.
-
8.4. Структура сочинения-рассуждения.
11 класс
-
ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.
-
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом (порядковые номера заданий: 1-24).
-
Часть 2 содержит 1 задание с развёрнутым ответом и представляет собой сочинение по прочитанному тексту (порядковый номер задания: 25).
-
Обязательный минимум подготовительной деятельности:
-
1. Информационная переработка текста.
-
2. Письмо.
-
3. Тестовые виды работ.
-
4. Написание сочинения по литературному материалу.
-
В результате обучения на курсах по подготовке к ЕГЭ по русскому языку ученик должен: знать основные функции языка, орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (задания ЕГЭ по русскому языку: 3, 5, 22, 24).
-
1.1. Лексическое значение слова.
-
1.2. Синонимы.
-
1.3. Антонимы.
-
1.4. Омонимы.
-
1.5. Фразеологические обороты.
РАЗДЕЛ 2. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (задания ЕГЭ по русскому языку: 8-11).
2.1. Орфографический анализ.
РАЗДЕЛ 3. ПУНКТУАЦИЯ (задания ЕГЭ по русскому языку: 15-19, 25).
-
3.1. Знаки препинания в предложении с однородными членами.
-
3.2. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
-
3.3. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
-
3.4. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
-
3.5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
-
Для задания 25 (повышенной сложности):
-
3.6. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
-
3.7. Знаки препинания при прямой речи, цитировании.
-
3.8. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
-
3.9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
-
3.10. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.
-
3.11. Пунктуационный анализ.
РАЗДЕЛ 4. РЕЧЬ (задания ЕГЭ по русскому языку: 1, 2, 21, 23, 25).
-
4.1. Текст как речевое произведение.
-
4.2. Смысловая и композиционная целостность текста.
-
4.3. Средства связи предложений в тексте
-
4.4. Стили и функционально-смысловые типы речи.
-
4.5. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
-
Для задания 25 (повышенной сложности):
-
4.6. Анализ текста.
-
4.7. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
РАЗДЕЛ 5. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ (задания ЕГЭ по русскому языку: 4, 6, 7, 25).
-
5.1. Орфоэпические нормы.
-
5.2. Грамматические нормы (морфологические нормы).
-
5.3. Грамматические нормы (синтаксические нормы).
-
Для задания 25 (повышенной сложности):
-
5.4. Лексические нормы.
РАЗДЕЛ 6. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ (задания ЕГЭ по русскому языку: 24, 25).
-
6.1. Выразительные средства лексики, фразеологии и синтаксиса.
-
Для задания 25 (повышенной сложности):
-
6.2. Выразительные средства грамматики.
-
6.3. Анализ средств выразительности.
РАЗДЕЛ 7. ОРФОГРАФИЯ (задания ЕГЭ по русскому языку: 8-14, 24).
-
7.1. Правописание корней.
-
7.2. Правописание приставок.
-
7.3. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
-
7.4. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
-
7.5. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи/Правописание НЕ и НИ.
-
7.6. Правописание служебных слов/Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речй.
-
7.7. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ (задания ЕГЭ по русскому языку: 20, 25).
-
8.1. Информационно-аналитическая обработка текстов различных жанров.
-
Для задания 25 (повышенной сложности) (в соответствии с критериями оценивания задания с развёрнутым ответом):
-
8.2. Формулировка проблем исходного текста.
-
8.3. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
-
8.4. Отражение позиции автора исходного текста.
-
8.5. Формулировка собственного мнения.
-
8.6. Аргументация собственного мнения (на материале художественной, научной, публицистической литературы и собственного жизненного опыта).
-
8.7. Соблюдение норм речевого общения.
-
8.8. Умение применять на практике правила русской орфографии и пунктуации.
РАЗДЕЛ 9. ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ-2015 (зачетная работа, по которой школьники допускаются к сдаче всех ЕГЭ).
-
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
-
9.1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
-
9.2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
-
9.3. «Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
-
9.4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
-
9.5. «Год литературы» – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Отработка написания сочинения по русскому языку.