5.2. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров.
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX В. (задания ОГЭ по истории: 1-30).
6.1. Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Абсолютизм.
6.2. Создание регулярной армии и флота. Северная война.
6.3. Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства.
6.4. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя.
6.5. Социальные движения. Е.И. Пугачев.
6.6. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
6.7. Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский.
6.8. Отечественная война 1812 г.
6.9. Движение декабристов.
6.10. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.
6.11. Начало промышленного переворота.
6.12. Присоединение Кавказа. Крымская война.
РАЗДЕЛ 7. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ В. (задания ОГЭ по истории: 1-30).
7.1. Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права.
7.2. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.
7.3. Общественные движения второй половины XIX в.
7.4. Россия в военно-политических блоках.
7.5. Промышленный подъем. Формирование монополий. С.Ю. Витте.
7.6. Русско-японская война.
7.7. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации. Революция 1905–1907 гг. Государственная дума.
7.8. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.
7.9. Россия в Первой мировой войне.
РАЗДЕЛ 8. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII – НАЧАЛЕ ХХ В. (задания ОГЭ по истории: 1-30).
8.1. Светский характер культуры. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
8.2. Наука и образование. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев.
8.3. Литература и искусство.
РАЗДЕЛ 9. СОВЕТСКАЯ РОССИЯ – СССР В 1917–1991 гг. (задания ОГЭ по истории: 1-30).
9.1. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
9.2. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин.
9.3. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи.
9.4. Гражданская война. Красные и белые. «Военный коммунизм».
9.5. Новая экономическая политика. Образование СССР.
9.6. Поиск путей построения социализма. Формирование централизованной (командной) экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни.
9.7. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии.
9.8. СССР в системе международных отношений в 1920–1930-х гг.
9.9. СССР во Второй мировой войне. Начало, этапы и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Битва за Москву.
9.10. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Коренной перелом в ходе войны.
9.11. Советский тыл в годы войны. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции.
9.12. Изгнание захватчиков с советской земли.
9.13. Итоги Великой Отечественной войны. Советские полководцы. Г.К. Жуков.
9.14. Послевоенное восстановление хозяйства.
9.15. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев.
9.16. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.
9.17. Внешняя политика СССР в 1945–1980-е гг. Холодная война. Разрядка.
9.18. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С. Горбачев.
9.19. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.
9.20. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.
РАЗДЕЛ 10. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (задания ОГЭ по истории: 1-30).
10.1. Образование Российской Федерации как суверенного государства.
10.2. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Принятие Конституции Российской Федерации.
10.3. Российская Федерация в 2000 – по настоящее время: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.
РАЗДЕЛ 11. РАБОТА С ЧАСТЬЮ "2" (задания ОГЭ по истории: 31-35).
11.1. Работа с картами. Иллюстрации.
11.2. Работа с текстом. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
11.3. Развитие навыков использования принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов.
11 класс
ЕГЭ по истории состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом (порядковые номера заданий: 1-19).
Часть 2 включает в себя 6 заданий с развернутым ответом (порядковые номера заданий: 20-25).
РАЗДЕЛ 1. НАРОДЫ И ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
1.1. Восточнославянские племена и их соседи.
1.2. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
РАЗДЕЛ 2. РУСЬ В IX – НАЧАЛЕ XII ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.
2.2. Категории населения. «Русская правда».
2.3. Международные связи Древней Руси.
2.4. Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции.
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XII – СЕРЕДИНЕ XV ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
3.1. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.
3.2. Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
3.3. Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
3.4. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город.
3.5. Культурное развитие русских земель и княжеств.
РАЗДЕЛ 4. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV – XVII ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
4.1. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига.
4.2. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
4.3. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян.
4.4. Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.
4.5. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре в XVII в.
4.6. Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией.
4.7. Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы.
4.8. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права.
4.9. Церковный раскол.
4.10. Социальные движения XVII в.
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
5.1. Петровские преобразования. Абсолютизм. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации.
5.2. Северная война. Провозглашение Российской империи.
5.4. Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX вв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
5.5. Русское просвещение.
5.6. Превращение России в мировую державу в XVIII в.
5.7. Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.
5.8. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
5.9. Отечественная война 1812 г.
5.10. Движение декабристов.
5.11. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
5.12. Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны.
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (задания ЕГЭ по истории: 1-7, 9, 11-19).
6.1. Реформы 1860-1870-х гг.
6.2. Политика контрреформ.
6.3. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны.
6.4. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте.
6.5. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.
6.6. Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
6.7. Русско-японская война.
6.8. Духовная жизнь российского общества. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования.
6.9. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
6.10. Реформы П.А. Столыпина.
РАЗДЕЛ 7. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ. (задания ЕГЭ по истории: 1-5, 7, 9-19).
7.1. Россия в первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
7.2. Революция 1917 г. Временное правительство и Советы.
7.3. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
7.4. Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
7.5. Переход к новой экономической политике.
РАЗДЕЛ 8. СССР В 1922-1991 ГГ. (задания ЕГЭ по истории: 1-5, 7-19).
8.1. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
8.2. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
8.3. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация.
8.4. Идеологические основы советского общества и культура в 1920-30-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.
8.5. Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
8.6. Причины, этапы Великой Отечественной войны.
8.7. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
8.8. СССР в антигитлеровской коалиции.
8.9. Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.
8.10. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
8.11. Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы.
8.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-60-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста.
8.13. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
8.14. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
8.15. СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы.
8.16. Особенности развития советской культуры в 1950-80-х гг.
РАЗДЕЛ 9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (задания ЕГЭ по истории: 1-5, 7, 9-19).
9.1. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
9.2. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения. Российская Федерация и страны-участницы Содружества независимых государств.
9.3. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
9.4. Российская Федерация в 2000-2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе. В.В. Путин. Д.А. Медведев.
9.5. Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся международно-правовой системе.
9.6. Современная российская культура.
РАЗДЕЛ 10. РАБОТА С ЧАСТЬЮ «2» В ЕГЭ ПО ИСТОРИИ (задания ЕГЭ по истории: 20-25).
10.1. Умение анализировать исторический источник (проведение атрибуции источника, извлечение информации, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
10.3. Умение анализировать исторические версии и оценки, аргументировать различные точки зрения с привлечением знаний курса.
10.4. Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме и демонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом историческом материале. Развитие умения следовать структуре рассуждения.